В 1947 году в НИИ-58 под руководством В. Г. Грабина приступили к проектированию спаренной зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку.

Зенитная самоходная установка  ЗСУ-57-2

Опытный ее образец с электроприодом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование — изделие 500, а армейское — ЗСУ-57-2.

Комплексные испытания ЗСУ-57-2 проходили в 1950-54 годах. В 1955 году ЗСУ-57-2 была принята на вооружение Советской армии. По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омске с 1955 по 1960 год (по данным книги "История ПВО сухопутных войск" серийное производство ЗСУ-57-2 происходило на заводе №1001 с сентярбря 1958 г.). Но по другим данным выпуск пушек С-68 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году.

Тактико-технические характеристики

Калибр, мм 57
Число автоматов 2
Индекс артчасти С-68
Тип автомата С-60
Вес снаряда, кг 2,8
Начальная скорость снаряда, м/с 1000
Боекомплект, выстр. 300
Общий вес автоматов, кг 4500
Высотный интервал эффективного огня, м 100-4000
Наклонная дальность стрельбы по зенитным целям, м 5500
Максимальная скорость воздушной цели, м/с 600
Дальность стрельбы по наземным целям, м н/д
Темп стрельбы, выстр./мин 200-240
Длина максимальной очереди одного автомата, выстр. 40-50
Угол ВН пушки, град. -1 - +85
Угол ГН пушки, град. 360
Тип шасси Т-54
Боевой вес ЗСУ, т 28
Габариты установки: 
- длина с пушкой вперед, мм 8480
- ширина, мм 3270
Мощность двигателя шасси, л.с. 520
Максимальная скорость движения, км/ч 50
Экипаж, чел. 6
ЗСУ-57-2 1966 год - на танкодроме училища.ЗСУ-57-2 в разрезе ЗСУ-57-2 на плаву Проекции ЗСУ-57-2

Подробнее о ЗСУ-57-2:

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

Кинохроника. Броня России фильм 9

^ Наверх ^