Выпускники училища в ПВО ВДВ
Кроме войск ПВО Сухопутных Войск, выпускники училища проходили службу и в других структурах - в Военно-Морском флоте, войсках МВД, пограничных войсках. Большое количество наших выпускников возглавляли подразделения ПВО ВДВ.
Подготовка зенитчиков для ПВО ВДВ.
Училище выпускало специалистов по противовоздушной обороне сухопутных войск, которые были востребованы не только в мотострелковых и танковых подразделениях, но и в морской пехоте и воздушно-десантных войсках. Ежегодно в штаб училища направлялась разнарядка по потребности офицеров-зенитчиков в воздушно-десантных войсках. Наиболее достойные выпускники, пройдя необходимую медицинскую комиссию, получали десантную форму и отправлялись на место службы в воздушно-десантные дивизии и десантно-штурмовые бригады. Естественно никакой подготовки по десантным специальностям молодые лейтенанты не имели. Учиться приходилось с нуля на месте постоянной службы. В 1986 году в МО СССР было принято историческое решение, кардинально изменившее создавшуюся ситуацию. На основании приказа МО СССР, с 1987 года на каждом курсе ПВЗРККУ создаётся по одному взводу, имеющему в своей программе обучения десантную составляющую. Из абитуриентов, поступающих в училище, отбирались наиболее крепкие парни, которые в дальнейшем зачислялись в формируемый десантный взвод. На втором курсе курсантов 1986 года поступления был сформирован десантный взвод из желающих посвятить себя службе в воздушно-десантных войсках. В разное время командирами десантных взводов были: капитан Андреев, капитан Марченко, старший лейтенант Гавриков, капитан Колесник, капитан Белан, капитан Шулика. Какие же отличия в подготовке офицеров-десантников были в программе училища в сравнении с остальными офицерами-зенитчиками.
1. Воздушно-десантная подготовка.
Воздушно-десантную подготовку курсантам преподавал подполковник Никифоров Виктор Михайлович. Правой рукой преподавателя был начальник склада десантного имущества старший прапорщик Рабчинский Владимир. На занятиях десантники изучали основы прыжка с парашютом, материальную часть и укладку парашютно-десантных средств. Отрабатывали элементы прыжка и правила совершения прыжков с парашютом из военно-транспортных самолётов, как на земле, так и в воздухе. Кроме того курсанты-десантники изучали устройство и порядок подготовки к применению, правила эксплуатации основных образцов воздушно-десантной техники.
В период с 1987 года по 1989 год на территории стадиона училища был выстроен десантный городок, где курсанты отрабатывали наземную подготовку элементов прыжка с парашютом. Обязательным этапом в наземной подготовке перед выполнением первого прыжка было совершение не менее пяти прыжков с парашютной вышки. Личному составу десантников приходилось выезжать в воинскую часть воздушно-десантной бригады в город Кременчуг для завершения этого важного элемента наземной подготовки. После ввода в эксплуатацию высотного тренажёра самолёта АН-2 на территории училища, необходимость выезда в город Кременчуг отпала. Курсанты-десантники имели полную материально-техническую базу для воздушно-десантной подготовки. Курсанты были полностью обеспечены десантными парашютными системами Д-6 в комплекте с запасной парашютной системой З-5.
Кроме того десантники обеспечивались для совершения прыжка десантными комбинезонами как летними, так и зимними, десантными шлемами и стропорезами. А также весо-габаритными тренировочными подвесными системами для наземной подготовки элементов прыжка.
Весной 1988 года курсанты совершили свой первый исторический прыжок в стенах училища на авиабазе 185-го Полтавского Гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиаполка. На прыжках присутствовал начальник училища генерал-майор Старун В. А. Всего за время обучения в училище каждый курсант совершал по 25-30 прыжков с парашютом. Внушительный стартовый арсенал! Прыжки совершались с высоты 800 метров – стандартный прыжок. Прыжки с высоты 400 метров, а также прыжки с оружием считались усложнёнными. После совершения первого прыжка каждый курсант награждался значком «Парашютист», после десятого прыжка – значком «Парашютист-отличник».
Благодаря упорству и стараниям Виктора Михайловича Никифорова и старшего прапорщика Рабчинского на бывшем стадионе училища в короткие сроки вырос десантный городок. Основные узлы тренажёров были сварены в учебно-производственных мастерских училища. С помощью курсантов-десантников тренажёры были собраны.
Городок включал в себя:
- два стапеля подвесных систем;
- трёхступенчатый трамплин для отработки приземления;
- макет самолёта АН-2;
- высотный тренажёр самолёта АН-2 для комплексной тренировки элементов прыжка;
- полоса для укрепления голеностопных суставов.
Занятия на площадке десантного городка по укладке парашютов проводит подполковник Никифоров В. М.
Большое внимание преподавателем уделялось изучению материальной части пятикупольной грузовой парашютной системы МКС-5-128Р, устройству и эксплуатации грузовых платформ П-7 и швартовке техники. Швартовка — термин, заимствованный десантниками на флоте, имеет мало общего с причаливанием, однако и это действие требует прочных знаний, навыков и умения. Швартовка на грузовые платформы – это, проще говоря, подготовка техники к десантированию. Курсанты путём многократного практического выполнения необходимых действий крепили, находящуюся на вооружении подразделений ПВО ВДВ технику (ГАЗ-66 и ЗУ-23-2), приобретая и закрепляя необходимые навыки.
Все курсанты были обеспечены необходимой литературой по изучаемой дисциплине. Кроме того имелись плакаты, схемы, наглядные пособия по предмету.
2. Тактика зенитных подразделений ПВО ВДВ.
Тактику десантных подразделений ПВО ВДВ в училище преподавал подполковник Хитрый Василий Михайлович. На занятиях курсанты изучали состав подразделений ПВО, их вооружение, действия зенитных подразделений после десантирования, по прикрытию подразделений ВДВ при наступлении, обороне, на марше. В тактических классах в режиме командно-штабной игры отрабатывались действия командира взвода и батареи, а потом, в ходе полевых занятий закреплялись полученные знания.
3. Техника, изучаемая в училище.
Образцы изучаемой десантниками техники в сравнении с другими подразделениями курсантов представлены в таблице.
Техника и вооружение | Десантные взводы | Другие взводы |
---|---|---|
ЗПРК 2С6 "Тунгуска" | да | да |
ЗСУ 23-4 "Шилка" | нет | да |
ППРУ "Овод" | ознакомительно | да |
ПУ-12 | нет | да |
ЗУ-23-2 | да | да |
ЗРК-БД "Стрела-10" | нет | да |
ПЗРК "Игла" | да | да |
На Бердянском учебном центре десантники выполняли боевые стрельбы из ЗУ-23-2 и ПЗРК "Игла".
4. Стрелковое оружие и экипировка.
В 1988 году в училище поступает стрелковое оружие и снаряжение для укомплектования личного состава десантных взводов. Различия между экипировкой десантников и простых зенитчиков приведены в таблице.
Экипировка десантников | Экипировка остальных подразделений |
---|---|
АКС-74 |
АК-74 |
Штык-нож |
Штык-нож |
Ранец десантника РД-54 |
Вещевой мешок |
Котелок комбинированный |
Котелок, фляга |
Компактное вооружение и снаряжение десантников позволяло совершать прыжки с парашютом полностью экипированными.
5. Форма одежды.
Предметом особой гордости десантников училища была форма одежды. Повседневная форма трёхцветной камуфлированной расцветки, ботинки с высокими берцами, десантный тельник, голубой берет - эффектно выделялись на фоне формы одежды основных подразделений училища. На фотографиях, представленных на сайте музея, десантники одеты в различную форму одежды. Попробую внести ясность в многообразие формы одежды в разные периоды учёбы.
До 1989 года курсанты-десантники не отличались формой одежды от остальных зенитчиков. Такое же хлопчатобумажное или полушерстяное обмундирование с чёрными погонами курсанта, такая же пилотка и зимняя шапка. Лишь значок парашютиста выдавал принадлежность к десантным подразделениям. Осенью 1988 года командиры взводов получили право надеть десантную форму. До этого времени взводные носили обычную форму: погоны с красным просветом, фуражки с чёрным околышем, в петлицах скрещенные пушки зенитчика. Той же осенью все курсанты училища получили комплект новой формы одежды, в обиходе называемой «афганкой». Новая форма одежды одевалась пока только на полевые занятия.
В 1989 году при переходе на зимнюю форму одежды курсанты-десантники получили право на ношение долгожданных голубых погон и петлиц с десантными эмблемами. На полушерстяное обмундирование шеврон на левый рукав пока не пришивался, из-за отсутствия необходимого количества эмблем на складе училища. Тельняшек и беретов на склад пока не поступало. По этой же причине парадная форма одежды курсантов оставались: рубашка и выходные ботинки. В строю - сапоги.
Весной 1990 года десантники получили полный комплект десантной формы одежды. Одновременно был осуществлён переход на новую форму одежды («афганку») остальных подразделений училища. Погоны курсанта на новую форму одежды не пришивались. Полоски галуна, обозначающие сержантские звания, на «афганке» были жёлтого цвета, а на камуфлированном обмундировании десантников – красного. Выпускной курс камуфлированную форму одежды не получал, оставаясь в «афганке». «Афганку» в ассортименте десантников младших курсов оставили, используя её на полевых занятиях и на прыжках. Куртку «афганки» десантники заправляли в брюки. При повседневной форме одежды в училище десантники носили камуфлированные кепки. Новая форма одежды настолько понравилась командованию училища, что её разрешили одевать при увольнении в город, сменив повседневное кепи на голубой берет. Парадная форма десантников теперь состояла из кителя с брюками, тельняшки, голубого берета, кирзовых сапог с регулируемыми голенищами. Выходные ботинки, рубашки и галстуки в форме одежды курсантов-десантников отныне отсутствовали. Осенью 1990 года курсантов на левый рукав полушерстяного обмундирования был пришит голубой шеврон с десантной эмблемой. А в конце апреля 1991 года на повседневную форму всех курсантов возвратились курсантские погоны.
6. Физическая подготовка.
В десантные взводы набор личного состава производился из числа кандидатов наиболее развитых физически. Командиры взводов занимались с десантниками по своим планам, поддерживая и развивая физическую подготовку курсантов. Не случайно, среди десантников было так много кандидатов в мастера спорта по различным спортивным направлениям. Кроме того в училище была создана группа по изучению рукопашного боя под руководством старшего лейтенанта Гаврикова, костяк которой составляли курсанты-десантники.
7. Продуктовое и денежное довольствие.
За совершение прыжков с парашютом курсантам-десантникам ежедневно на завтраке выдавалась дополнительная порция жиров в виде куска сливочного масла. Также за прыжки курсанты получали денежное довольствие, в размере, зависящем от сложности совершаемых прыжков.
Изменения в учебном процессе полностью изменили ситуацию в подготовке молодых офицеров. Отныне из стен училища выходили грамотные, подготовленные командиры младшего командного состава, не уступающие в подготовке молодым лейтенантам Рязанского воздушно-десантного училища, а иногда и превосходящие их. Нередки были случаи, когда после небольшой практики (4-6 месяцев) молодые лейтенанты, закончившие Полтавское зенитное ракетное училище, сразу занимали капитанские должности командиров батарей и командиров учебных взводов. Многие становились офицерами парашютно-десантной службы подразделений.
8. Отрывок из книги Дмитрия Шиханова «Голубые береты Полтавы»
Дмитрий Шиханов, выпускник 1991 года.
12 октября 2016 года.