Голубые береты Полтавы

Курсантам 75 десантного взвода
Полтавского Высшего Зенитного Ракетного Командного Краснознамённого училища имени генерала армии Н.Ф. Ватутина выпуска 1991 года посвящается.

Офицерам, преподавателям и курсантам-выпускникам ПВЗРККУ посвящается.

Нижний Новгород
2021

От автора

Полтавское высшее зенитное ракетное командное краснознамённое училище имени генерала армии Ватутина Николая Фёдоровича было известно не только в Полтаве, не только на территории пятнадцати союзных республик бывшего Советского Союза, но и далеко за пределами бывших границ СССР. Тысячи выпускников прославили стены этого учебного заведения, сделав его престижнейшим в вооружённых силах Страны советов.

В то же время в Полтаве училище всегда было окутано ореолом некой таинственности и зловещим грифом «СЕКРЕТНО».

Курсанты из старинного здания Петровского кадетского корпуса даже внешне отличались от курсантов-интеллигентов училища связи. Широкие в плечах, блистающие своим задором и решительностью, они с лёгкостью завоёвывали сердца полтавских девушек, увозя их с собой в далёкие гарнизоны уже офицерскими жёнами. Училище готовило специалистов-зенитчиков для сухопутных войск. Ежегодно молодые офицеры уезжали в танковые, мотострелковые, десантные войска, части морской пехоты и военно-морского флота. Но потребность в зенитчиках в армии только возрастала год от года. Особенно острая потребность в специалистах была в воздушно-десантных войсках.

В 1986 году усилиями начальника ПВО ВДВ полковника Бородина Владимира Ивановича в Министерстве обороны СССР было принято решение создать в Полтавском зенитном ракетном училище десантные взводы для целенаправленной подготовки офицеров зенитчиков ВДВ.

В 1987 году на втором курсе училища был создан пятнадцатый взвод, командовал которым старший лейтенант Шулика Сергей Николаевич, и на первом курсе ― семьдесят пятый взвод с командиром взвода капитаном Андреевым Виктором Ивановичем, которого впоследствии сменил старший лейтенант Марченко Анатолий Николаевич.

Жители Полтавы с удивлением увидели в городе голубые береты курсантов-десантников. Это ещё больше усилило таинственность, скрытую за кирпичными стенами училища.

Это история о ребятах семьдесят пятого десантного взвода ― самых обычных парнях. Ребятах со своими сложностями характеров, со своими слабостями и трудностями. Они так же, как и другие жители СССР, жили, учились, влюблялись, смеялись, огорчались… Однако им пришлось столкнуться с реалиями стремительно разрушающейся великой страны, развалом армии, образованием новых стран и их армий.

Границы новых государств разделили парней, жизнь раскидала их по огромной территории бывшего СССР, но в их сердцах осталась крепкая десантная дружба,закалённая в невероятных трудностях курсантской и армейской жизни…

Часть первая
Синие призраки в лунном свете

Прохлада октябрьской ночи окутала сонный лес. Низкие облака грозили ежеминутно пролиться нудным осенним дождём. Тихий ветер неспешно гнал их куда-то в сторону, изредка открывая полное ночное светило. Однако в лесу его лёгкое дуновение не тревожило ещё не облетевшую поблёкшую листву на деревьях.

Стояла тишина. Такая глубокая тишина, какая бывает только на Полтавщине, воспетой ещё великим писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Тишина величественная, торжественная… На поляну дремлющего леса неслышно вышли две косули. Прядя ушами, остановились, прислушиваясь к ночным шорохам. Какая-то причина заставила животных покинуть привычное место ночлега. Медленно пройдя по поляне, олени вскинули головы в сторону чащи и вдруг, быстрыми высокими скачками, нарушая тишину леса еле слышным топотом, исчезли в противоположном направлении. Яркая луна вышла из-за облака, заливая поляну с ещё зелёной травой синим светом. Со стороны лесной чащи, куда несколько мгновений назад смотрели косули, медленно, не издавая ни единого звука, выходили фигуры-призраки. Отражаясь в свете луны, фигуры окрашивались призрачно-синим светом. Синхронно ступая, становясь ещё более таинственными на фоне мирно дремлющей украинской природы, они двигались по поляне. Будто призраки давно отгремевшей Великой Полтавской битвы, фигуры проследовали в сторону криницы Петра I* и так же бесшумно скрылись в темноте чащи.

*Криница Петра I — в небольшом лесном массиве относительно недалеко от Полтавы есть место, которое считается гидрологическим памятником. По преданию, здесь во времена Северной войны, за несколько дней до её решающей фазы — Полтавской битвы — стояли части русской армии, которые готовились к форсированию реки Ворсклы. Предание гласит, что солдаты вырыли колодец, и первым отведал воды из колодца сам царь — Петр I.

Последняя призрачная фигура на несколько мгновений обернулась, прислушиваясь. На плечах синего призрака отчётливо обозначились курсантские погоны с сержантскими лычками**…

** Сержантские лычки — полоски цветного галуна (тесьмы) на погонах, обозначающие звание.

― 1 —

― Товарищи офицеры!

Присутствующие встали и замерли по стойке смирно. В зал, где проводилось заседание кафедры тактики Полтавского высшего зенитного ракетного командного краснознамённого училища имени генерала армии Ватутина Н.Ф., твёрдой уверенной походкой вошёл начальник училища генерал-майор Янко Юрий Владимирович. Это был высокий, статный мужчина, имеющий огромный опыт работы в войсках ПВО*** сухопутных войск. Прошло всего несколько месяцев со времени его назначения на должность начальника училища, после того как предыдущий командир, генерал-майор Старун, был отправлен на Кубу в качестве военного специалиста.

*** ПВО – противовоздушная оборона

― Товарищи офицеры! ― подал команду генерал, заменяющую команду «вольно» в офицерском обществе. Юрий Владимирович присутствовал на заседании кафедры не из праздного любопытства. Его привела сюда ответственность за судьбы пацанов-первогодков. Юных ребят, которые только начали познавать все «прелести» армейской жизни, впитывая нелёгкую армейскую науку с потом, а иногда и с кровью. Которые только два месяца назад вырвались из домашнего уюта и от родительской опеки. Пацанов, жизни и судьбы которых доверили генералу матери. Первокурсники в данный момент находились в лесу на учебном центре. Заканчивался период, значившийся в плане обучения как «курс молодого бойца».

Молодёжь уже неделю жила в самостоятельно вырытых землянках. Ежедневные занятия по рытью окопов, тактике общевойскового боя, ориентированию на местности, химзащите, военной медицине, стрельбе из стрелкового вооружения, а также марш-броски постепенно выбивали из «гражданской шушеры» юношескую легкомысленность, превращая её в осмысленное понимание причины, приведшей их в военное училище. Пришитые недавно на плечи курсантские погоны давили ответственностью и ознаменовывали собой начало нелёгкого пути к заветным лейтенантским звёздочкам. Первогодкам осталось сдать последний экзамен для того, чтобы доказать свою способность и желание учиться в престижнейшем военном училище Советского Союза. Именно для обсуждения этого последнего экзамена собрался офицерский состав кафедры тактики. Начальник кафедры довёл до офицеров план проведения итоговых учений. Заканчивая доклад, он потребовал:

― Товарищи офицеры, в этом году в училище присутствует съёмочная группа одного из центральных телевизионных каналов, поэтому требую подойти к подготовке учений с особой ответственностью. Группой уже отснят материал с участием десантных подразделений училища. Материал интересный. Не менее интересно должно быть и во время проведения учений.

― Товарищ полковник, ― обратился к докладчику генерал,― а остальные десантные взводы задействованы в учениях?

― Мы не планировали привлечения других десантных подразделений.

― Считаю это вашим упущением. Как раз именно десантные взводы являются той причиной, по которой тянется гражданская молодёжь в училище. Появление десантников в Полтаве ещё больше подняло престиж училища и увеличило количество желающих поступить именно к нам. Необходимо привлечь по максимуму к учениям все десантные подразделения.

― Но, товарищ генерал-майор, десантные взводы занимаются по уже утверждённому плану, ― возразил начальник кафедры.

― Полковник, во время боевых действий обстановка меняется стремительно и непредсказуемо! Вам ли этого не знать! Этому мы и должны учить курсантов. Есть предложения по изменению планов учения?

― Товарищ генерал, разрешите обратиться! ― взял слово подполковник Хитрый Василий Михайлович, преподаватель тактики ПВО десантных подразделений.

― В настоящее время в учебном центре находится семьдесят пятый десантный взвод капитана Марченко. Четвёртый курс проходит занятия по отработке действий подразделений ПВО десантных войск. Предлагаю задействовать этот взвод. Совместно с кафедрой стрельбы и боевой работы организуем показательные занятия с боевой стрельбой холостыми боеприпасами. Тема занятий ― прикрытие войск в наступлении и при форсировании водной преграды. Первокурсники как раз увидят вживую работу зенитной батареи. Перед этим предлагаю организовать высадку десанта на площадку учебного центра, тогда картинка вступления десантного подразделения ПВО в бой будет полной.

― А что? Предложение интересное! ― генерал обратился к подполковнику Никифорову. ― Как думаете, Виктор Михайлович?

С кресла поднялась невысокая грузная фигура начальника парашютно-десантной службы подполковника Никифорова. Подполковник был одним из самых уважаемых офицеров-десантников в училище. Курсанты в нём души не чаяли. Виктор Михайлович никогда не повышал голос. Его тихий бас звучал настолько уверенно, что у учащихся никогда не возникало чувства, что то, что он рассказывал на занятиях, может быть по-другому. Да и не могло быть иначе. Парашютные прыжки отклонений от правил не допускают. Инструкции и правила прыжков установлены и утверждены многими жизнями погибших десантников. Небо ошибок не прощает. В то же самое время Виктор Михайлович никогда не игнорировал проблем курсантов. Всегда вникал в трудности ребят, переживал за них, поддерживал, помогал, если мог помочь.

― Товарищ генерал-майор, площадка учебного центра курсантам незнакома, велика вероятность получения массовых травм. Одним словом, «поломаем» ребят. Но высадку десанта можно провести силами парашютистов авиаполка бомбардировочной авиации. Это я обеспечу. У них есть опыт приземления на незнакомых площадках.

― Хорошо, здоровьем курсантов рисковать не будем. Займитесь организацией высадки десанта силами авиаполка.

Генерал некоторое время помолчал и задал следующий вопрос:

― А как задействована группа рукопашного боя старшего лейтенанта Гаврикова? Недопустимо держать в казармах таких орлов! Продумайте, как использовать эту группу! И вообще, хотелось бы, чтобы первогодки максимально ощутили приближенность обстановки к боевой. Неплохо бы потревожить их ночными диверсионными группами, только смотрите: без фанатизма! Печальный опыт Забайкальского военного округа имеется*. Итак, подведём итог! Параллельно с наступлением дивизиона курсантов-первокурсников проводится высадка десантников. В дальнейшем десантная группа, вооружённая установками ЗУ-23, прикрывает наступление на левом фланге от условных атак с воздуха на марше и при переправе через водную преграду. С правого фланга прикрытие с воздуха осуществляет смешанная батарея «Шилок»** и «Тунгусок».***

* В Забайкальском военном округе в 80-х гг. XX века существовала практика проведения проверок бдительности воинских частей силами диверсионных групп десантно-штурмовых бригад. После нескольких несчастных случаев со смертельным исходом проверки прекратили.
** «Шилка» — четырёхствольная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4.
*** «Тунгуска» — зенитная самоходная установка 2С6, входящая в состав зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22.

Учения завершаются марш-броском первокурсников повзводно. Внесите изменения в план учений.

^ Наверх ^