Кафедра № 11
Кафедра иностранных языков (цикл иностранных языков).
Цикл иностранных языков был призван не только обучать курсантов одному из трёх иностранных языков, но и обучать русскому языку курсантов и слушателей иностранных армий.
В 1968 году на базе цикла организована кафедра иностранных языков. С самого начала основания кафедру возглавил Эпштейн М. М., участник Великой Отечественной войны, много сделавший для становления преподавания иностранных языков в училище. В последующие годы кафедру возглавляли Зернова В. К., Вензик Л. М. В течение длительного времени на кафедре трудились преподаватели Сердюк С. Л., Горохова Л. Н., Плискин В. Я. При кафедре функционировал кружок военных переводчиков, работающий по программе, рассчитанной на два года. Он готовил курсантов к сдаче экзамена на квалификацию «Военный переводчик».
Дисциплина «Иностранный язык» ввиду своих специфических возможностей может и должна занимать одно из ведущих мест в системе подготовки будущих специалистов. Однако с первых дней работы в училище пришлось столкнуться с тем, что возможности этой дисциплины использовались далеко не в полной мере, а значительная часть курсантов относилась к дисциплине и кафедре без должного уважения. Анкетирования, проведенные среди курсантов и офицеров-преподавателей, опросы и беседы с ними помогли выявить дополнительные резервы, а также показали, что знания курсантов по языку и мотивация его изучения крайне низкие. Были разработаны меры по изменению этой ситуации.
Надо сразу же отметить, что коллектив кафедры в целом с большим пониманием и ответственностью отнесся к предстоящей работе. Офицеры-преподаватели ведущих кафедр, командование училища постоянно оказывали кафедре всяческую помощь и поддержку. Был приобретен лингафонный класс, средства светозвукотехники, в их числе киноаппаратура, диапроекторы, переносные магнитофоны и т.п. Библиотека училища и кафедра пополнились новой учебной и методической литературой, различными наглядными пособиями. Преподаватели ведущих кафедр, в первую очередь, кафедры тактики, помогли в отборе текстов, разработке деловых и ролевых игр, ситуаций, связанных с будущей специальностью курсантов. Пришлась курсантам по душе и внеаудиторная работа кафедры – подготовка военных переводчиков, кружковая работа, проведение тематических вечеров, конференций. Надо было видеть, с каким интересом и энтузиазмом они готовились к этим мероприятиям, разучивали песни, стихи,разыгрывали различные сценки на иностранных языках, как каждый «болел» за свою команду.
С благодарностью хотелось бы упомянуть ряд военных и гражданских вузов городов Харькова, Киева, Москвы, позволивших посетить занятия, изучить и обобщить работу кафедр иностранных языков. Особая благодарность Московскому высшему общевойсковому командному училищу имени Верховного Совета РСФСР (начальник кафедры бывший военный переводчик, автор ряда учебников и учебных пособий, полковник Зильберг В. И.), приславшему нам целый контейнер книг, словарей, литературы для внеаудиторного чтения, а также Киевским высшим военным командным училищам: инженерному, танковому и др. (начальники кафедр Степанова Н. П., Чечель Е. Г.), помогавшим наладить научную работу нашей кафедры. На кафедре были внесены изменения в тематические планы, разработан циклический подход ведения учебного материала. Преподаватели подготовили и выпустили целый ряд учебных пособий, сборников, связанных с профилем нашего вуза, создали методические комплексы по всем языкам. Новые подходы и разнообразные методы работы были апробированы в экспериментальных и контрольных группах, затем внедрены в работу кафедры в целом. Результаты не заставили себя долго ждать: отношение курсантов к дисциплине значительно улучшилось, повысились знания по иностранному языку и мотивация его изучения.
Кафедра неоднократно занимала ведущие (и даже первые) места в социалистическом соревновании. Единственное, что нам сначала ставилось в вину – отсутствие научной работы, в частности, отсутствие научных кадров. Однако и здесь у нас начали появляться результаты. В связи с этим мне особенно запомнились слова полковника Медведева И. Ф., отвечавшего за научную работу в училище и вдохновлявшего нас на ее воплощение в жизнь. Он часто повторял: «Не святые горшки лепят». Мы вскоре убедились в правоте этих слов. Преподаватели иностранного языка с ученым званием встречались в то время как в военных, так и в гражданских вузах крайне редко. Думается, что вскоре положение значительно изменилось бы в лучшую сторону. В первую очередь, нам удалось установить контакты со Всесоюзным научно-техническим обществом радиотехники и электросвязи им. А. С. Попова, где секцией преподавания иностранных языков в военных вузах руководила Чечель Е. Г., канд. пед. наук, доцент. На заседаниях этой секции неоднократно выступали с докладами преподаватели нашей кафедры: ст. преподаватель Горохова А. Н., преподаватель Папий С. Ф. и др. В работе научной конференции общества, проходившей с 26 по 29 сентября 1989 года на базе Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко приняла участие Вензик Л. М., выступив с докладом «Профессиональная направленность обучения иностранным языкам».
В работе научно-методического семинара «Пути интенсификации процесса обучения в военных вузах», проходившего на базе военной академии противовоздушной обороны Сухопутных войск им. Маршала Советского Союза Василевского А. М., приняла участие ст. преподаватель Горохова Л. Н., выступив с докладом «Лабораторные работы как одно из средств активизации самостоятельной работы курсантов». В докладе была представлена система упражнений, приведены данные научно-экспериментального исследования по определению эффективности умений и навыков. Эксперимент продолжался год, затем были проведены срезы знаний. На начальном этапе коэффициент эффективности проведения ЛР КУ = 1, 18, а к концу учебного года он вырос до 2, 14. Анализ ответов, полученных в ходе анкетирования курсантов, показал, что 96% из них считают, что систематическое выполнение ЛР и ЛК способствует качественному улучшению знаний по иностранному языку и повышает интерес к его изучению.
Преподаватели кафедры принимали также активное участие в научно-методических мероприятиях как военных, так и гражданских вузов Полтавы, Харькова, Киева, Днепропетровска, писали статьи, выступали с докладами. Кафедра в свою очередь (впервые в истории училища) провела два межвузовских всесоюзных научно-методических семинара, по результатам работы которых были выпущены сборники. Кроме того, преподаватели кафедры успешно сдавали экзамены кандидатского минимума. Ст. преподаватель Горохова Л. Н., преподаватели Палий С. Ф., Плискин В. Я., разработали и утвердили темы диссертационных работ. Например, Горохова Л. Н. – при педагогическом институте иностранных языков в г. Киеве. Научно-методическая тематика работы кафедры «Усиление военно-профессиональной направленности в процессе обучения иностранному языку» плюс изученный и обобщенный опыт работы кафедр иностранных языков ряда высших военных командных училищ легли в основу диссертационной работы Вензик Л. М. , которая была защищена на кафедре военной педагогики Гуманитарной академии Вооруженных Сил в г. Москве.
В работу кафедры иностранных языков много сил и энергии вложили старшие преподаватели Сердюк С. Л., Горохова Л. Н., преподаватели Палий С. Ф., Фахрутдинова М. А. и др. Им присущи серьезная профессиональная подготовка, ответственность, любовь к своему делу и к обучаемым. Поэтому они по праву пользовались авторитетом и любовью, как у преподавателей, так и у курсантов. Работа секции английского языка под руководством Сердюк С. Л., Гороховой Л. М. всегда была на должном уровне. Секция немецкого языка значительно улучшила свою работу с приходом на кафедру преподавателя Мирошниченко Т. П. Молодые преподаватели также активно включились в разработку учебно-методических комплексов, так преподаватель Быкова Л. Е., готовясь к открытому уроку-конференции, подобрала материал и изготовила альбом «История ПВЗРКУ».
Лаборантский состав – заведующие кабинетом Михайлов В. П., Штепа В. А., машинистки – Котова Е. А., Степуренко Н. А. – в свою очередь внесли значительный вклад в работу кафедры.
Вензик Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент. Работала в училище с 1977 по 1995 гг.