Кафедра автоматики и радиолокации (цикл основ электрорадиотехники).

Кафедра автоматики и радиолокации была образована в 1968 году, когда училище переходило на четырехгодичную программу обучения курсантов. Она создавалась как продолжение цикла «Электрорадиотехники», который был составной частью среднего училища с трехгодичной программой обучения. Хотя кафедра формально считалась преемницей названного цикла, она принципиально отличалась от него. Автоматика, радиолокация, вычислительная техника, радиоизмерительные приборы были выделены на кафедре в самостоятельные дисциплины со своими программами обучения и объемом часов. Я, полковник в отставке Новиков Михаил Иванович, был родоначальником, так называемой кафедры №8, прослужил в ее составе беспрерывно с 1969 года по 1987 год – год ухода на пенсию. В год семидесятилетия училища хочу поделиться своими воспоминаниями о работе на кафедре №8, о людях, ее создававших, об их взаимоотношениях.

Основу преподавательского состава в период становления кафедры составляли следующие выпускники Киевского артиллерийского инженерного училища им. С. М. Кирова 1968 года выпуска: майоры: Ободовский Анатолий Спиридонович, Веделев Леонид Илларионович, Лебедь Вячеслав Васильевич, Шихалкин Николай Александрович; капитаны: Фесенко Виталий Степанович, Матюхин Владимир Владимирович, Горлачев Геннадий Григорьевич, Кондрашов Александр Михайлович, Новиков Михаил Иванович. Начальником кафедры был назначен подполковник Айданцев Леонид Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент, ранее работавший на одной из кафедр этого же Киевского высшего артиллерийского инженерного училища. Старшими преподавателями были назначены майор Угланов Владимир Михайлович, майор Курылев Анатолий Александрович, выпускники КВАИУ 1964 года выпуска. Начальниками лабораторий в этот период были лейтенанты Гарещук Владимир Ильич, Алексеев Николай Александрович, призванные в армию на два года. Из лаборантского состава того времени запомнились служащие Советской Армии Моровщик Владимир Ильич, Ломовцев Григорий Киримович, Явон Екатерина Тимофеевна.

Так как кафедра №8, в отличие от многих других кафедр (их было на то время двенадцать), создавалась, можно сказать, на голом месте (не было даже нормального помещения для размещения кафедры), несложно себе представить трудности, которые нужно было преодолеть в период ее становления. Кафедра не могла выполнять свои обязанности без разработки методических материалов по четырем дисциплинам, по которым проводились занятия. Необходимо было создать лабораторную базу по каждой дисциплине, подготовить помещения для проведения занятий и т.д. Сложность была в том, что время для выполнения указанных работ было ограничено. Уже в 1970 году требовалось начать обучение по одной из дисциплин. Если при написании учебно-методических материалов не было особых трудностей, то при создании лабораторной базы их была масса: где взять все то, что необходимо для разработки разнообразных лабораторных работ. Начальник кафедры подполковник Айданцев Л. Д. и майор Курылев А. А проявили свои незаурядные организационные способности. Они наладили отношения с предприятиями г. Полтавы и предприятиями за пределами города, в результате чего кафедра получила многое из того, что было необходимо при работе в лабораториях. На кафедру поступила снятая с эксплуатации электронная вычислительная машина «Урал-2». Блоки питания машины позволили обеспечить питанием все лаборатории кафедры, а отдельные узлы машины были использованы для разработки лабораторных работ по вычислительной технике. В лаборатории радиолокации были установлены шкафы блоков списанных зенитно-ракетных комплексов, на которых выполнялись лабораторные работы по радиолокации. Для выполнения лабораторных работ по автоматике были собраны преподавателями и лаборантами двулучевые осциллографы и моделирующие установки. Закупленные новейшие измерительные приборы использовались в лабораторных работах по измерительной технике и в работах по другим дисциплинам.

В 1970 году произошла замена начальников лабораторий. Капитаны Трубецких Иван Сергеевич и Наказной Владимир Ильич стали новыми начальниками лабораторий, оба – выпускники КВАИУ. Вместе с ними прибыл на кафедру майор Куницын Валентин Петрович, выпускник КВАИУ. Он преподавал вычислительную технику. Командование училища внимательно следило за ходом подготовки кафедры к началу своей деятельности. Начальник училища генерал-лейтенант Образ Василий Сидорович был частым «гостем» на кафедре. Ему было интересно мнение бывших слушателей высшего учебного заведения, ставших преподавателями училища, об организации учебно-воспитательной работы. После таких встреч с начальником училища становилось ясно, что с нами считаются, нас ценят, поэтому хотелось выполнять свою работу еще более добросовестно и качественно.

Уже давно ушел из жизни генерал-лейтенант Образ В. С., а нам, знавшим его, надолго запомнится его многолетнее разумное руководство училищем. Он был тем руководителем, который умел сплотить личный состав училища и направить на решение непростых задач в подготовке молодых офицеров. Я хорошо помню генерал-лейтенанта Образа В. С., под началом которого прослужил более десяти лет, и считаю, что он, как руководитель, был на своем месте.

Однако вернемся к повседневным делам кафедры и людям, вершившим эти дела. Лаборантский состав кафедры в семидесятые годы немного изменился, теперь на кафедре работали Моровщик В. И., Ломовцев Г. К., Онищук А. У., Киселев К. Н., Стадник П. И. Они, как и преподаватели, добросовестно выполняли свои обязанности, переживали за дела на кафедре и ее престиж, совершенствовали учебно-материальную базу. Хочется сказать много добрых слов в их адрес. Они были нашими старшими товарищами и добрыми помощниками. Прошло много лет, все они уже ушли из жизни, оставив по себе добрую и долгую память.

Кафедра вела учебную работу по четырем дисциплинам:

  • «Теоретические основы радиолокации» (занятия по этой дисциплине вели подполковник Айданцев Л. Д., майоры Ободовский А. С., Веделев Л. И);
  • «Автоматическое регулирование и управление» (занятия вели майор Шихалкин Н. А., капитаны Фесенко В. С. и Горлачев Г. Г.)
  • «Вычислительная техника» (занятия вели майор Курылев А. А., капитаны Матюхин В. В., Куницын В. П., Новиков М. И.)
  • «Радиоизмерительные приборы» (занятия вели служащие Советской Армии Гавриш Д. В., Безродный И. Н.)

Каждый преподаватель вел все виды занятий в одной батарее. Учитывая, что каждая дисциплина по объему составляла около ста часов, а в батарее было четыре взвода, на лекции отводилось около 30% занятий, остальное время - на групповые и лабораторные занятия. Из этого следует, что учебная нагрузка была большой (6; 4, изредка - 2 часа в день). Нам, молодым преподавателям, особенно трудно было в те дни, когда приходилось готовиться и проводить три разных по содержанию занятия. В то же время такая нагрузка способствовала быстрейшему совершенствованию нашей педагогической подготовки. В начале семидесятых годов три наших преподавателя, майоры Угланов В. М., Ободовский А. С., капитан Кондрашов А. М., поступили в адъюнктуру при КВАИУ и в разное время убыли с кафедры. Они успешно закончили адъюнктуру, подготовили и защитили диссертации. Вернувшись в училище, они продолжили преподавательскую работу. Начальник кафедры, на то время уже полковник Айданцев Леонид Дмитриевич сам много работал и этим подавал пример своим подчиненным. Было полезно бывать на его занятиях: он имел хорошо поставленный голос, четкую дикцию, умел заинтересовать курсантов в течение всего занятия, чувствовал аудиторию, знал, когда нужно сделать паузу для отдыха.

Где-то в середине семидесятых годов после увольнения в запас пришел на кафедру полковник Егоров Владимир Петрович, бывший начальник кафедры №9. Вместе с начальником кафедры Айданцевым Л. Д. он вел занятия по радиолокации. У него нам, преподавателям, уже имевшим некоторый опыт, было чему поучиться. Глубокие знания электрорадиотехники, радиолокации, умение передать курсантам эти знания на высоком научном уровне – все это было присуще Владимиру Петровичу Егорову. Оба, и Леонид Дмитриевич, и Владимир Петрович, были медалистами средней школы, участниками боевых действий в годы Великой Отечественной войны. Жаль, что их уже нет с нами. Но память о них будут долго хранить те, кто их хорошо знал.

Семидесятые годы были тяжелыми для кафедры: в эти годы те, кто создавал кафедру, уходили или на повышение по службе, или уезжали в заграничные командировки. Были и иные важные причины. На смену им приходили офицеры из войск, из других военных организаций. Самое главное, прибывшие не имели опыта преподавательской работы, Прибыли в это время на кафедру майор Середа Николай Степанович, служивший ранее в военной приемке, подполковник Крескевич Юрий Иванович, служивший в одном из вышестоящих штабов в группе советских войск в Германии, майор Глиняный Владимир Демьянович, служивший до прибытия в училище на военном полигоне, капитан Говтяница Иван Николаевич, прибывший из войск. Нам, старожилам кафедры, нужно было помогать вновь прибывшим войти в новую для них преподавательскую деятельность. Прямо скажу, наиболее подготовленным для работы на кафедре оказался капитан Говтяница Иван Николаевич. Он имел хорошую институтскую теоретическую подготовку, что проявлялось во всей его педагогической работе.

Преподавание всех дисциплин кафедры было тесно увязано с изучаемыми в училище радиоприборными комплексами. Как пример, отмечу следующее: преподавание вычислительной техники заканчивалось изучением функциональных схем счетно-решающих приборов РПК. Курсовые работы по автоматике выдавались каждому курсанту и требовали от каждого подробного анализа не абстрактных автоматических систем, а тех, которые входили в состав изучаемых радиоприборных комплексов. Некоторые из тех, кто начинал службу на кафедре №8 вместе с нами, переместились по службе в пределах нашего училища, а полковник Ободовский А. С. и подполковник Матюхин В. В. убыли: один – в Одессу, другой – в Центральную группу войск в Чехословакию.

Я в своих воспоминаниях пока ничего не сказал о самом главном: о методической работе преподавателей. А проводилась она регулярно и способствовала повышению педагогического мастерства преподавательского состава. По каждой дисциплине были разработаны все необходимые методические материалы для проведения всех видов занятий. Начальник кафедры, старшие преподаватели проводили показательные занятия, инструкторско-методические и контрольные занятия. Эти занятия представляли особую ценность для тех, кто прибыл на кафедру из адъюнктуры, и для тех, кто ранее не имел опыта педагогической работы. Посещали мы занятия лучших методистов других кафедр, в то же время на занятия к нашим преподавателям часто приходили преподаватели общенаучных и специальных кафедр. Такие взаимные посещения занятий способствовали тесной увязке материала, изучаемого на нашей кафедре, с материалом, изучаемым на общенаучных и специальных кафедрах. Контрольные занятия заканчивались детальным анализом, целью которого была помощь преподавателям в улучшении их преподавательской работы. При этом особое внимание уделялось ключевым моментам в проведении занятий, в частности, свободному владению преподавателем учебным материалом, умению доходчиво изложить материал в ходе занятия.

О том, что на кафедре предъявлялись высокие требования к качеству проводимых занятий, наглядно говорят итоговые проверки знаний курсантов на экзаменах по дисциплинам кафедры. В каждом взводе 60% и более курсантов имели отличные и хорошие оценки, плохие оценки имели не более 5% курсантов. Учебно-воспитательный процесс включает в себя не только учебную, но и воспитательную работу. Преподавательский и лаборантский составы понимали это и в своей повседневной работе старались быть примером для курсантов, поддерживали с ними доброжелательные отношения. Командиры курсантских подразделений в своей воспитательной работе с подчиненными находили серьезную помощь со стороны личного состава нашей кафедры №8. Мы, преподаватели кафедры, в каждом из курсантов видели индивидуальность, личность и в соответствии с этим строили свою работу. В день, когда мы отмечали 70 лет со дня образования училища, особенно приятно было слышать от наших воспитанников слова благодарности за наш многолетний нелегкий труд. Прошло много лет, уже нет нашего училища, но на призыв отметить его 70-летнюю годовщину прибыли из разных районов бывшего Советского Союза более трёх тысяч выпускников, жизненный путь которых прошел через Полтавское зенитное.

Как уже было отмечено, конец семидесятых и начало восьмидесятых годов сопровождались значительным обновлением преподавательского состава кафедры и сменой ее начальника. Сменился в это время и начальник училища. Им стал генерал-майор Гусев Василий Гордеевич. Кафедра в это время уже твердо стояла на ногах и наработала определенные традиции и авторитет. Было престижным служить и трудиться на нашей кафедре. Молодые преподаватели, прибывшие по окончании адъюнктуры на кафедру №8, имели высокую теоретическую подготовку. Это способствовало их скорому вхождению в роль преподавателя. Мы, преподаватели с более чем десятилетним опытом работы, не отказывали им в помощи, особенно в методике проведения занятий. Этот период жизни кафедры был спокойным, размеренным, без каких-либо потрясений, резких изменений. Но сказать, что мы почивали на лаврах, не приходится. Шла каждодневная, кропотливая работа по подготовке и проведению занятий, совершенствованию учебно-материальной базы, внедрению в практику занятий передовых методов обучения. В это время мы много обсуждали методику преподавания педагогов-новаторов Шаталова, Сухомлинского и других. Мы, дети войны, в послевоенное время были живыми свидетелями бурного развития военной техники.

Только в конце Второй мировой войны была разработана и испытана на практике первая цифровая вычислительная машина, жаль, что не в Советском Союзе, а в Соединенных Штатах Америки. Но недолго американцы были монополистами в области цифровой техники, В начале пятидесятых годов первые ЦВМ создаются и в СССР. Это были ЦВМ так называемого первого поколения. Основой их были электронные лампы. Они ограниченно использовались в научных исследованиях атома, космоса, в экономической статистике. По мере исследований полупроводниковых приборов, они стали применяться в разработке ЦВМ. В шестидесятых годах ЦВМ на основе полупроводников массово применялись как в науке, так и на производстве. В семидесятых годах на многих предприятиях города Полтавы появились ЦВМ второго поколения, на полупроводниках. Кафедра №8, где вычислительная техника была одной из ведущих дисциплин, в эти годы организовывала экскурсии на завод «Электромотор», где курсанты имели возможность ознакомиться с одним из последних образцов ЦВМ. На занятиях по вычислительной технике они получали знания по арифметическим и логическим основам ЦВМ, их элементной базе, устройству основных узлов ЦВМ и функциональной схеме машин. На экскурсиях по знакомству с ЦВМ они все ранее изученное видели воплощенным в металле.

На протяжении многих лет преподавательский состав кафедры привлекался к набору молодых курсантов в училище. Чаще других в этой работе участвовали Горлачев Г. Г. и я, Новиков М. И. Нам приходилось принимать вступительные экзамены по математике. Начальник кафедры математики кандидат физико-математических наук, доцент Н. Н. Супрун, видя, что мы с Геннадием Григорьевичем владеем хорошими знаниями по элементарной математике, полностью полагался на нас. Во время наборов было негласное мнение: давать предпочтение юношам из рабочих и крестьянских семей. Очень жаль, но время взяло свое, нет с нами ни Николая Николаевича Супруна, ни Геннадия Григорьевича Горлачева. Вечная память этим замечательным людям, специалистам своего дела. В середине восьмидесятых годов на кафедру № 8 был назначен начальником подполковник Витоль Ян Карлович, кандидат технических наук, доцент, молодой, энергичный человек. Ранее он служил на кафедре № 3 (стрельбы и боевой работы на комплексах). Изменения в преподавательском и лаборантском составе нашей кафедры были незначительными. Начальники лабораторий до этого времени менялись часто, но с приходом нового начальника кафедры начальниками лабораторий стали майор Зинченко Анатолий Иванович и подполковник запаса Владов Иван Никитич.

Одним из основных требований нового начальника кафедры было обеспечение полной взаимозаменяемости преподавательского состава на кафедре. Я сейчас точно не помню, каким образом преподаватели кафедры переключились на проведение занятий других дисциплин. Мне лично пришлось переключиться сначала на автоматику, а затем на измерительные приборы. Этот процесс прошел безболезненно, так как преподавательский состав имел уже достаточный опыт работы. В то же время пополнялся наш багаж знаний, что имело немаловажное значение в дальнейшей работе. Подполковник Витоль Я. К с успехом проводил большую работу по переоборудованию учебных помещений. Помещения приобретали привлекательный с эстетической точки зрения вид. Новый начальник училища генерал-майор Старун Владимир Афанасьевич способствовал в этой работе и кафедре и ее начальнику. Самым знаменательным для кафедры и училища в это время было приобретение своей мини-ЭВМ. Ее установка в одной из лабораторий кафедры и пуск создали много хлопот мне, как старшему преподавателю по вычислительной технике, начальнику кафедры, начальникам лабораторий и лаборантскому составу.

Вскоре после пуска ЭВМ был создан дисплейный класс. Внедрение ЭВМ в учебный процесс позволило перейти от теории к практике в обучении курсантов. Если ранее курсанты только слышали, что решение задач на ЭВМ предполагает составление алгоритма и по нему программы решения задачи, то теперь они практически составляли алгоритмы и программы для конкретных задач. Вводя программы в ЭВМ, получали результаты решения. Цифровая вычислительная техника обладает рядом преимуществ перед аналоговой. Это и быстродействие, и большая точность решения задач. Она позволяет решать задачи в реальном режиме времени и с меньшими ошибками. Вот именно эти существенные ее преимущества привели к вытеснению аналоговой техники из образцов военной техники. На основе цифровой техники был разработан пункт управления подразделениями ПВО СВ. Изучение его проводилось на специальных кафедрах, мы же на своей кафедре готовили курсантов к осознанному изучению, давая понятия об элементной базе и отдельных его узлах.

Командование училищем генерал-майором Старуном В. А. запомнилось особым, повышенным вниманием к кафедре №8. Можно полагать, что по его инициативе проводилось переоборудование учебных помещений кафедры и появление на кафедре ЭВМ. Генерал сам был любителем спорта и спортсменом и требовал соответствующего отношения к спорту от своих подчиненных. Прибыв в училище из снежных районов России, с Урала, он каждый год проводил лыжные соревнования среди личного состава училища. Наша кафедра №8 участвовала в этих соревнованиях. Мне запомнились лыжные гонки, которые проводились по льду реки Ворскла, так как на берегах ее снега почти не было. Проводились соревнования по волейболу, гимнастике между кафедрами и дивизионами, Наша кафедра выставляла команду совместно с кафедрами № 7 и № 9.

Выезжали преподаватели кафедры и на рыбную ловлю в пределах Полтавской области, чаще это были колхозные пруды, но иногда и на Днепр, в Полтавское хозяйство. В хозяйстве проводили много полезной работы по заготовке кормов для диких животных и изготовлению нерестилищ для рыбы. Выезжали с нами и курсанты. Они с большим интересом и удовольствием выполняли порученные им работы. Я хочу отметить, что такие мероприятия проводились только в масштабах училища, в них принимали участие не только мы, кадровые офицеры, но и офицеры запаса, в отставке, работающие в разных подразделениях училища. Кафедра наша представлялась в этих мероприятиях двумя-тремя офицерами и служащими Советской Армии.

Вспомнив, казалось бы, малозначительные для жизни кафедры дела, я хочу этим подчеркнуть, что люди, работавшие на кафедре №8, были далеко не буквоедами, зацикленными только на работе в аудитории, классе, лаборатории. Нам были не чужды чувства любви к природе, к войсковому товариществу. В поездках с курсантами мы духовно сближались с ними, что стирало невидимую грань в наших отношениях. Многое, что было в жизни нашей кафедры №8, я изложил в своих воспоминаниях, но думаю, что это далеко не все.

В 1987 году мне исполнился 51 год, и по всем канонам нашей воинской службы я мог выйти на пенсию. Я воспользовался этим правом. Жаль было расставаться со всем, чем я жил все 33 года, проходя службу в армии, и особенно последние 19 лет в училище. Училище стало для меня вторым домом. Идя на службу в училище, я всегда знал, что сегодня я сделаю еще один шаг, чтобы все свои знания, все, чем я богат, передать молодым людям, которые будут продолжать мое дело, дело служения Родине.

Полковник Новиков Михаил Иванович, 10 января 2012 года.

Айданцев Леонид Дмитриевич - начальник кафедры № 8.Крук И. Н. - кафедра № 8.Витоль В. К. - начальник кафедры № 8.Новиков Михаил Иванович - кафедра № 8.Веделев - кафедрф № 8.Румянцев - кафедра № 8.Фёдоров Н. - кафедра № 8.Кондрашов Александр Михайлович - кафедра № 8.Фесенко В. С. - кафедра № 8.Занятие ведёт п-к Витоль В. К.
^ Наверх ^