Кафедра № 6
Кафедра боевых машин и автомобильной подготовки (цикл автотракторной подготовки).
На кафедре изучались две дисциплины: курс боевых машин (КБМ) и автоподготовка. Соответственно, одни преподаватели вели КБМ, а другие – автоподготовку. Курсанты по КБМ сдавали экзамен по материальной части базовой машины ЗСУ-23-4 (ГМ-575) и по вождению на танкодроме на получение квалификации механик-водитель 3 кл. По автоподготовке курсанты сдавали экзамен по материальной части грузового автомобиля (ГАЗ-66) и экзамен в ГАИ по ПДД для получения удостоверения водителя категории «С».
В 1968 году в училище осуществлялся переход обучения со среднего на высшее. Соответственно, на кафедре до 1991 г. параллельно шло обучение по двум программам: по среднему училищу и по высшему, после чего обучение шло только по программе высшего училища.
В период с 1968 по 1977 гг. кафедру 4 раза переводили с места на место. На каждом новом месте приходилось своими силами оборудовать классы, смотровые ямы, изготавливать стенды и макеты узлов и агрегатов машин для новых классов. Для ГМ-575 не было фабрично изготовленных плакатов, стендов и макетов. С помощью курсантов, выполнявших курсовые проекты по тематике КБМ, были полностью изготовлены все необходимые учебные пособия, офицеры по курсу КБМ написали методические пособия по материальной части ГМ-575 и МТ-ЛБ (базовая машина «Стрелы-10»). Для наглядного обучения в классах на специально оборудованных смотровых ямах стояли ЗСУ-23-4, МТ-ЛБ и ГАЗ-66. На поворачивающихся опорах были размещены разрезные двигатели, узлы и агрегаты всех изучаемых машин, а на стенах классов – электрифицированные стенды по устройству и работе всех механизмов. В классе по ПДД было установлено электронное оборудование по проверке знаний и опросу курсантов по ПДД.
Полевая учебно-материальная база была создана практически заново. На танкодроме была построена командная вышка с автоматизированным пультом управления, экраном, приборами наблюдения, громкоговорящей связью, прожектором и флагштоком с фонарями красного и белого цвета. Также были построены два класса в одном корпусе с КП. В одном классе был установлен кинотренажер по вождению, в другом – механические тренажеры по вождению ГМ-575. Исходная линия имела освещенную нумерацию на столбах и светофоры. Маршруты для вождения были оборудованы в соответствии с курсом вождения боевых машин СА по упражнениям, в том числе, минными полями с проходами, противотанковым рвом, колейным мостом, подъемами, спусками и т.д. Контроль вождения осуществлялся с КП механиками-инструкторами. Вождение проводилось днем и ночью. Часть упражнений отрабатывалась в Бердянском учебном центре также днем и ночью. Вождение автомобилей проводилось факультативом. На учебном центре училища кафедра была оборудована еще вододромом для вождения на плаву БРДМ-2 (базовая машина «Стрелы-1»). Таким образом, занятия по вождению проводились комплексно на нескольких учебных местах: на танкодроме, вододроме и в классах с тренажерами. На танкодроме принимались экзамены по вождению и матчасти у механиков-водителей. На сдачу и подтверждение классной квалификации механиков-водителей 2-го, 1-го кл. и мастера вождения.
Личный состав кафедры периодически менялся, в разное время преподавателями были:
- по КБМ – Андреев, Друккер М. Б., Иваненко В. Н., Литвин В.;
- по автоподготовке – Матерков, Андриевский, Карпенко В. И., Врублевский А., Стефанов В. Т., Ющенко В. И., Сандин А. А.
Начальники кафедры: Проценко Н. А., и.о. начальника кафедры в течение 1,5 лет Друккер М. Б., Прокопов А. М.
Начальники лаборатории: Межурецкий Е., Сиденко В.
Прапорщики: Виноградов И. Н., Заренчук, Щербаков, служащий СА Дзюбенко К. М.
Кроме своих основных задач, офицеры кафедры выполняли еще много разных поручений, ездили в командировки, писали методички, НИРы, статьи в журналы, руководства к выполнению курсовых работ курсантами, ездили с ними на стажировку в войска и т.д. За кафедрой был закреплен училищный пункт приема техники при развертывании училища, ответственным за который был полковник Друккер М.Б. В пункт входили автомобиль-тягач, прицеп-кунг и взвод курсантов на автомобиле. Пункт неоднократно выезжал в район сосредоточения, оборудовал укрытия для л/с и техники, эстакады, смотровые ямы, окопы и т.д.
Командировки офицеров кафедры были внутренние, по Союзу, и заграничные. Друккер М. Б. ездил во внутренние командировки (на Тучинский полигон для подготовки экипажей ЗСУ-23-4, для АРЕ (Арабская Республика Египет в январе-марте 1971 года; в г.Мары начальником цикла по обучению военнослужащих АРЕ в июне 1971 – июле 1972 гг.), а также 5 раз на стажировку с курсантами. На стажировку в должности зам. командира МСД в г. Брест в июне-сентябре 1977 ездил Друккер М. Б.
Заграничные командировки:
- Ирак – Иваненко В. Н.;
- Вьетнам – Карпенко В. И.;
- Африка – Скидин А. А.
Полковник Друккер Михаил Борисович, 16 января 2012 года. Период: с ноября 1968 г. по октябрь 1984 г.